Мраморные статуи в архитектуре
Мраморная скульптура помогает людям понять цивилизацию и культуру всего человечества. Это фантастическое средство для придания объема самой истории, которая благодаря такому визуальному выражению становится понятной и близкой для широкой публики. Мрамор был излюбленным материалом скульпторов в эпоху античности, в средние века и в новое время. Этот материал, который восходит к Древней Греции и Риму, обладает уникальными качествами, которые позволяют создавать колоссальные скульптуры. Мрамор способен поглощать свет, прежде чем преломлять его, что приводит к живому эффекту, который идеально подходит для изображения человеческого тела. Мы привыкли воспринимать белый или розовый мрамор, хотя издревле скульпторы раскрашивали этот материал природными красителями или покрывали его тонким слоем золота. Тысячелетия смыли все искусственные тона, оставив нам мраморные скульптуры в их первозданном цвете, такими, какими они выходили из-под резца мастера.
Изготовление мраморных фигур
Цена на мрамор для статуи зависит от месторождения, причем импортный материал может стоить в несколько раз дороже российского. Например, Полоцкий мрамор белого, желтого или кремового цвета намного дешевле итальянского, при этом практически не уступает ему по качеству. Уральский мрамор из Коелги в основном используют для облицовки фасадов, а Уфалейский камень с красивым рисунком, который особенно хорошо проявляется после полировки, используется и для изготовления скульптур.
Белый мрамор особенно ценится скульпторами благодаря однородности структуры и стойкости к осыпанию. Последнее свойство позволяет изготавливать скульптуры с мелкими деталями в натуральном масштабе. Кальцит, содержащийся в породе, преломляет лучи света, и мрамор приобретает «восковой» вид, который придает скульптуре человеческий облик. Узнать, как делают статуи, современным мастерам помогли записи древних историков. Если сейчас процесс изготовления фигуры в человеческий рост занимает несколько месяцев, то у античного скульптора на это уходило более года.
Сначала мастер делает макет скульптуры из воска или глины, иногда используется специальный пластилин. Прочность конструкции придает внутренний каркас из арматуры или проволоки. После этого в ключевых точках устанавливаются маяки, а на модель накладывается измерительная рамка, с помощью которой фиксируются характерные места фигуры.
Разметочные точки переносят на мраморный блок – этот процесс называется «прихватка». С помощью молотка, долота и зубила скульптор отбивает лишние куски, стремясь придать заготовке форму макета. Далее следует работа резчика, который использует различные современные электрические и ручные инструменты, чтобы детализировать образ. Это самый трудоемкий этап работы, так как одно неловкое движение способно полностью испортить статую. Затем поверхность мрамора подвергается шлифовке и полировке. На готовую фигуру могут наносить различные составы, придающие поверхности блеск, определенный тон или служащие защитой от вредных воздействий окружающей среды. Для придания камню особой гладкости, создающей ощущение человеческой кожи, материал обрабатывают щавелевой кислотой. В отличие от древности, современные мастера не делают мраморные статуи ныне живущих, конкретных людей. Скульптор может использовать натурщиков при разработке набросков, но в основном источником вдохновения служат визуальные источники: картины и фотографии.
Современное использование статуй из мрамора
В наше время статуи в архитектуре в основном представляет ритуальный мрамор. Это может быть бюст, сделанный на основе фотографии или мраморный барельеф на тематику, имеющую отношение к усопшему. Популярностью пользуются фигуры стоящих или сидящих ангелов, голубей, композиции из каменных венков и цветов. Важно отметить, что с течением времени барельеф из камня не теряет свой солидный и аристократичный вид.
Кроме отдельно стоящих фигур, мраморные скульптуры ангелов можно примкнуть непосредственно к вертикальному надгробию. Такое решение создаст дополнительное ощущение заботы и скорби. С помощью натурального камня возможно отобразить целую сцену по религиозному мотиву в виде барельефа или группы скульптур небольшого масштаба. Обычно размер фигур из камня составляет от 10 см до 1,2 м.
Мраморная статуя может быть установлена как в качестве целого надгробия на могилу, так и служить его частью, дополняя архитектурный ансамбль ритуальных конструкций захоронения. Можно изготовить статую погребенного человека в полный рост по индивидуальному эскизу. Мрамор позволяет отображать сложные детали с высокой точностью, так что талантливый резчик способен добиться портретного сходства с изображенным на фотографии человеком. Такая мраморная статуя стоит больше миллиона рублей, поэтому к выбору материала для ее изготовления нужно отнестись со всей ответственностью. В зависимости от месторождения, качественный российский мрамор обладает уникальными характеристиками, которыми определяются оттенки его цвета. Этот аспект следует учитывать при создании определенного художественного образа.
Уход за мраморными статуями
Мрамор долговечен, однако сложные декоративные элементы статуй могут быть хрупкими. Это касается вуали из камня, частей лица, птичьих и ангельских крыльев, лепестков мраморных растений. При удалении загрязнений на статуе, к упомянутым деталям нужно относиться деликатно. Не нужно прилагать силу при очистке поверхности тканью или щеткой, чтобы случайно не обломать каменное кружево. В сыром климате мрамор на кладбище нуждается в регулярном уходе - на скульптуре может образоваться плесень, которая придает белоснежному камню зеленоватый или желтоватый оттенок. Для удаления этих пятен вместо бытовых моющих средств рекомендуется использовать раствор из нашатырного спирта, перекиси водорода и воды. Каменную фигуру ополаскивают чистой водой, протирают мягкой тканевой салфеткой, щеточкой или кисточкой очищают выемки от грязи и пыли. Затем на мрамор наносят приготовленную чистящую смесь, используя пульверизатор или спринцовку. Спустя 10-15 минут раствор нужно смыть. Применение абразивных моющих веществ для данного природного камня не допустимо. При расположении кладбища в промышленном районе или вблизи автотрассы на поверхности мрамора могут появиться жирные пятна. Для их удаления используют картофельный крахмал, который накладывают «лепешкой» на очищаемое место, а через несколько минут смывают теплой водой. Для защиты данного камня от загрязнений и неблагоприятной погоды существуют различные пропитки, которыми можно обработать поверхность после установки статуи.